12+

Газета «Пламя»

Главная / Статьи / Влияние октябрьской революции на духовную жизнь народа
01.11.2017 13:19
  • 19

Категории:

Влияние октябрьской революции на духовную жизнь народа

Выступление кандидата исторических наук, доцента И. П. Масютенко на VI международной научно-практической краеведческой конференции «Революция в России: взгляд через столетие»

...Вдуховнойжизни народов идея
справедливого образа жизни воз-
никла не в головах Карла Маркса,
Фридриха Энгельса и Владимира
Ленина, как «призрак, бродивший
по Европе», какими бы они не
были умными и гениальными. По
крайней мере, для наших предков
она была в образе родовой, общин-
ной и солидарной жизни ещё в Х
веке, то есть более тысячелетия
тому ранее.
Принимая христианство, раз-
мышляя о вере, духовной земной
жизни, князь Владимир остано-
вился на православии, потому что
только такую веру приняли бы его
соплеменники, наши предки, а для
него это было главное, а не то, как
мы часто слышим, что христиан-
ство не запрещает «питие».
…В XIX векепрактическивовсех
странах Европыпрошли массовые
кровавые перевороты и револю-
ции, а в ряде стран — по несколько
раз. Что искали народы Европы?
Они не мирились, а искали спра-
ведливую жизнь, они искали со-
гласие на лучшую жизнь!
А в России XIX век называют
«золотым веком русской духов-
ности». Деятели культуры, худож-
ники, композиторы, писатели, теа-
тральные деятели, архитекторы,
рабочие и крестьяне создавалише-
деврымирового уровня, развивали
производство, были серьёзные до-
стижения в сельском хозяйстве.
А что в общественно-политической
жизни? Не будем говорить о Н. А.
Добролюбове, Н. Г. Чернышевском,
В. Г. Белинском и других достой-
ных революционных демократах.
Ф. М. Достоевский (его редко кто
называет предтечей социализма)
вот что пишет в последний год в
дневнике: «Главная ошибка рус-
ских интеллигентных людей в том,
что они не признают в русском на-
роде церкви», и далее: «Я не про
здания церковные теперь говорю и
не про притчи, — добавляет гений,
- я про наш русский «социализм»
теперь говорю. Итак, «русский со-
циализм» есть вселенская церковь,
инымисловами — достижение тако-
го нравственного состояния, когда
все будут поступать по совести!».
Такое понимание смысла жизни
русского народа не было у Ф. М.
Достоевского абстрактным, от-
влечённым, пронизанным духом
романтизма. У него перед глазами
были примеры, когда даже на са-
мих вершинах власти тогдашней
России были совестливые люди,
которые прямо говорили — полити-
ка, которая проводится в России,
приведёт её к гибели («Белгород-
ская правда» от 3 ноября 2016
года).
Мало кто знает, какие были тес-
ные приятельские отношения
Л. Н. Толстого и П. А. Столыпина.
Их переписка о судьбе России, о
путях её развития удивительна.
Духовные искания были харак-
терны не только для деятелей
культуры, они были и в многомил-
лионных массах простых людей.
Характерной чертой духовного
развития нашей страны в начале
ХХ века была её противоречи-
вость.
С одной стороны, деятели культу-
ры, ориентированные на патрио-
тические чувства народа, особен-
ности русского пути, в революции
увидели угрозу Российскому госу-
дарству. Сдругой стороны, многие
деятели культуры, политические
силы были готовы поддержать
революционные преобразования,
надеясь через революцию реали-
зовать свои творческие замыслы
и поиски.
Революция вызревала в духов-
ной среде Российского общества.
Главной причиной гибели до-
революционной России явилось
не материальное, а ослабление
православной духовности, прежде
всего в русской элите. А другой и
не было!
Признаки предательства в анти-
патриотизме русской элиты, её
измена традициям русского мира,
русским ценностям. А также пря-
мое предательство в окружении
царя — военных, отречение и изме-
на родственников по всей Европе.
Революционные события, та-
ким образом, были неизбежны.
Первая мировая война привела
к резкому обострению всех про-
тиворечий, ускорила вызревание
преобразований. Россия в этой
войне оказалась на краю пропа-
сти, массовое уничтожение мате-
риальных ценностей, тотальная
гибель кадрового офицерского
состава. Убыль населения — 5
миллионов человек. Временное
правительство, сформированное
в период развала государственной
системы управления, зачастую
из случайных политических дея-
телей, не имеющих обществен-
ной легитимности, не имеющих
серьёзной социальной базы ни в
гражданской, ни в религиозной,
ни в военной сферах, по суще-
ству было само обречено, а ещё
опаснее — обрекало нашу Родину
на развал.
В этих условиях победа Октябрь-
ской революции 1917 года — это
послание свыше для спасенияРос-
сии, создания СССР и спасения
цивилизации в целом в ХХ веке.
А большевики, по моему мнению,
в подготовке страны к революции
имели самое последнее место.
Многотомная дореволюционная
история коммунистической пар-
тии — это «творчество», так сказать,
для солидности.
Революция кореннымобразомиз-
менила духовную жизнь России.
Её тенденции стали определять
широкие народные массы, вовле-
чённые в революционные преоб-
разования.
А эти миллионы были крайне
неоднородными и проявляли себя
в политической, культурной и в
духовной жизни соответственно.
Мы привыкли излагать историю
социалистического строительства:
индустриализация, коллективиза-
ция, культурная революция, а по-
сле войны, уже в 60-70 годы заго-
ворили о решении национального
вопроса.
Опыт показывает, главное, что
было привнесено революцией в
духовную жизнь широких народ-
ных масс, — это оптимизм!
Оптимизм — это нелёгкий, но в
тоже время радостный труд, часто
наперекорсудьбе, аэтобыловрево-
люцию. Его нельзя дать, подарить,
вернуть, купить. Он рождается в
борьбе, в преодолении трудностей,
он так и формировался.
Оптимизм — это состояние души
сильных и цельных людей, умею-
щих не простоменять обстановку,
но и создавать её. Оптимизм — это
важнейшая социальная функция
здорового общества.
Главное, что сделала револю-
ция, — создала духовное единство
в многонациональном, много-
конфессиальном государстве. Не
будем забывать, что около 80%
населения страныбыло неграмот-
ным. Проблема образования была
поставлена как архиважная за-
дача, без которой ничего решить
нельзя! Это и важнейшее условие
созидательной духовной жизни
и народной культуры. Учитель
воспитал поколение победителей
в Великой Отечественной войне,
научил молодёжь осваивать науч-
ные достижения для обеспечения
безопасности своего Отечества,
учитель обучил и воспитал поко-
рителей космоса!
Этому предшествовала колос-
сальная организационная работа.
Тезисно её можно охарактеризо-
вать так:
первое — подготовка учителей,
создание учебных заведений,
строительство школ, подготовка
учебников и программ и т. д.;
второе — создание системы под-
готовки в широком плане народ-
ной интеллигенции (инженеров,
врачей, театральных деятелей,
кинематографа, библиотечных
работников и т. д.);
третье — организация систем об-
разования, культуры, медицины в
национальных республиках;
четвёртое — создание, возрожде-
ние культуры и народного твор-
чества в союзных и автономных
республиках;
пятое — организация широкой
информационной системы в
средствах печати, радио и кине-
матографии. Активная политика
поддержки инициативы рабочих,
деятелей культуры и тружени-
ков села в строительстве нового
общества;
шестое — широкое изучение в на-
циональных республиках русско-
го языка, как средства приобще-
ния к духовным достижениям
русского народа, и в тоже время
всемирное содействие развитию
духовной культуры всех наций и
народностей союзного государ-
ства.
Жаль, что забывается подвиг
многомиллионной армии деяте-
лей культуры, в основном, это
были русские учителя, врачи,
деятели театра, кинематографы,
учёные и инженеры, которые за
короткий исторический отрезок
времени духовно преобразили
нашу Родину.
За 1922-1939 годы было обучено
50 млн. неграмотных и около 40
млн. малограмотных. Это была
огромная победа!
Особо следует подчеркнуть, что
революционные преобразования
поддержали деятели культуры и
военные. Тема сложная, проходи-
ла с большими нравственными
мучениями, было немало ошибок
и заблуждений, но в конечномито-
ге уже в начале 20-х годов интел-
лигенция активно включилась в
строительство нового общества.
Следует отметить большую по-
литическую, агитационную и ор-
ганизаторскую роль В. И. Ленина
в привлечении интеллигенции на
сторону революции. Без решения
этого вопроса дело революциииеё
защита были бы невозможны. Это
одна из ключевых проблем, по-
ложительно решённых в России,
и она способствовала духовному
единству нашего общества.
Религия занимала особое ме-
сто в духовной культуре России.
Успехи в духовном обновлении и
культурном развитии страны се-
рьёзно способствовали формиро-
ванию новых общенациональных
патриотических качеств у нашего
народа и в целом дружбы наро-
дов. Все виды искусства — литера-
тура, кино, театр, живопись были
ориентированы на формирование
духовного мира человека. Следует
сказать особо и о положительной
роли православной веры и других
религиозных конфессиях много-
национального Отечества, что
служило моральным фактором
в достижении победы в Великой
Отечественной войне.
Религия — одно из самых сложных
общественных явлений. Развитие
культуры, в частности духовной,
сводилоськнепримиримойборьбе
двух начал: науки (разума «света»)
и ей во всем противоположной
религии (невежества, «тьмы»),
борьбе, неуклонно приближаю-
щей полное изгнание веры в Бога
из сознания людей.
В конце XIX века Энгельс пи-
сал: «Христианство, как и всякое
крупное революционное дви-
жение, было создано массами»
Больше того, автора «Открове-
ний Иоанна Богослова» он ха-
рактеризовал как представителя
«совершенно новой фазы разви-
тия религии, фазы, которой пред-
стояло стать одним из революци-
оннейших элементов в духовной
истории человечества». Револю-
ционность состояла в том, что
христианство предложило новую
шкалу ценностей, категориче-
ски осудив жестокость, насилие,
возвеличив «страждущих и об-
ременённых». Религия в общедо-
ступной форме поставила вопрос
о смысле и специфике человече-
ской истории, выдвинула идею
равенства всех людей, представ-
ление о нравственной и вменяе-
мой личности, «внутренней сво-
боде», о совести, наконец.
Гонения на церковь всегда были.
Но таких эксцессов и трагедий,
как при Ленине, Троцком и полу-
троцкисте Хрущёве наша религия
не знала. Церковь, в отличие от
политических партий, устремле-
на к максимальному сохранению
мира — душевного, общественно-
го, социального. Невозможно объ-
яснить с позиций начала XXI века
такие гонения — нам, живущим се-
годня, нужно примириться друг с
другом в нашем отношении даже
не столько к прошлому, сколько
к будущему. Эта политика была
большой трагедией для страны.
…Главный итог столетия в духов-
ной, культурной сфере, и об этом
надо сказать принципиально, — ре-
волюция не разорвала тысячелет-
нюю историю нашего Отечества.
Наша Вера, наша Культура, как
и прежде, стоят на нравственных
основах православия и духовных
ценностях нашего многонацио-
нального народа.
XX век для России не потерян,
Великая Победа — тому свидетель-
ство. Видимо, не случайно в 2000
году В. В. Путин в День Победы
в Кремле неожиданно для многих
поднял тост за генералиссимуса
И. В. Сталина. И это по совести!
Подчеркну ещё раз определяю-
щую роль В. И. Ленина в при-
влечении к строительству новой
армии старых военных специали-
стов. Это была гуманная и демо-
кратическая цель, а дорогу себе
она пробивала непросто. Их нель-
зя было изгнать, их надо привлечь,
без их знаний нельзя было обучить
будущих командиров, ибо наука
была в их головах. Без них невоз-
можно представить себе победу
в Великой Отечественной войне.
Начальники Генерального штаба
в годы войны Б. М. Шапошников,
А. М. Василевский, А. И. Антонов.
Более 50 командующих фронтами
и их заместители. Около 40 коман-
дующих армиями. В разное время
75 человек из бывших военных
спецов были награждены высшей
наградой Родины — орденом Ле-
нина, 34 — были присвоены звания
Героя Советского Союза и Героя
Социалистического Труда.
Совершенно очевидно, что веко-
вой юбилей революционных пре-
образований в нашей стране и ко-
лоссальное влияние Октябрьской
революции в России на глобаль-
ные изменения в мире требуют на-
учного изучения.
Во-первых, необходимо глубо-
ко изучать и обобщать поведение
широких народных масс в усло-
виях резкого обострения положе-
ния внутри страны и на мировой
арене (войны, кризисы, санкции,
провокации, в том числе в СМИ и
Интернете).
Во-вторых, следует изучать и
анализировать уровень удовлет-
ворения материальных и соци-
альных потребностей различных
категорий населения — работников
предприятий, бюджетных органи-
заций и сельского хозяйства, го-
сударственных и муниципальных
служащих, пенсионеров, военных
и молодёжи.
В-третьих, роль и активность
некоторых религиозных конфес-
сий и течений по самым разным
аспектам общественной жизни, в
том числе террористические про-
явления.
В-четвёртых, влияние Октябрь-
ской революции на глобальные
изменения в мире, к сожалению,
сегодня не анализируется, а часто
интерпретируется во вред авто-
ритету России на мировой арене.
Глубокое изучение идей и поло-
жительных достижений нашей
страны в ХХ веке послужило бы
единству прогрессивных движе-
ний в борьбе против войн, терро-
ризма и агрессии

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи.

Объявления

Реклама

Вверх